Глобальные стратегии: Crusader Kings 3

Добрый день, любители Сrusader Kings.

Сегодня поговорим о глобальной стратегии Crusader Kings 3.

В семействе стратегий Paradox Interactive у Crusader Kings особое место. Именно успех второй части в 2012 году привлёк к серии широкую публику. Именно тогда заработал конвейер DLC, за который издателя ругают и любят. Ни устаревшая графика, ни плохая оптимизация, ни новые релизы студии фанатов не останавливали — с годами популярность игры не падала, а наоборот, продолжала медленно расти.
Но бесконечно так продолжаться не могло. Порог входа в Crusader Kings II стал непомерно высок, поэтому Paradox решила… Выпустить конкурента собственной игре.

Равных — нет

Тогда как Europa Universalis предлагает классическую стратегию про перекраску карты в свой цвет, а Total War делает упор на тактические битвы, Crusader Kings — нечто большее, чем глобальная стратегия. Это ролевая песочница и увлекательный симулятор евгеники, The Sims на интерактивной контурной карте.

Основные принципы геймплея в третьей части не изменились. Игрок управляет не государством, а династией: завоёвывает и наследует многочисленные титулы, пытается вырастить достойных наследников и не разругаться с вассалами и церковью. Каждый клочок земли удержать не получится — набрав свыше 5–7 провинций, будьте готовы к бесконечным восстаниям и покушениям. Приходится раздавать земли придворным, выбирая между полезными засранцами и тупыми лизоблюдами. Какой-то чёткой цели в игре нет. Хотите — захватывайте территории, хотите — отыгрывайте жутких девиантов, лунатиков и каннибалов, хотите — обращайте африканцев в культ Перуна.

Привыкнуть к базовым механикам позволяет энциклопедия, удачно встроенная в игру. Наведя курсор на любой значок, можно увидеть подробную информацию о нём и пару-тройку ссылок на игровые термины. Crusader Kings III вообще стала гораздо более открытой в сравнении с предыдущей частью. Механика динамических событий из Crusader Kings II не давала игрокам никакой информации: скажем, отправляя маршала успокаивать буйных крестьян, вы понятия не имели, когда он справится с заданием. А Crusader Kings III честно показывает индикаторы прогресса — каждый месяц с некоторым шансом (зависящим от навыков и прочих параметров) вы можете приблизиться к цели замысла.

Новичкам, правда, сильно легче от этого не станет. Несмотря на доступность информации, игра не стала проще, и учиться придётся многому. Как добывать золото? Как получать претензии на соседние земли? Как перейти в другую веру и завести новых друзей? Короткое обучение на эти вопросы не отвечает, оставляя игрока наедине с множеством менюшек. Если вам уже доводилось объединять Русь и завоёвывать Рим за монголов, то вы быстро разберётесь, а если нет — зависнете, изучая вкладки. Потому что, помимо старых механик, в третьей части хватает и новых.

Встречают по одёжке

Для тех, кто вдруг забыл, что представляет собой серия Crusader Kings, напомню – перед нами классическая глобальная стратегия Paradox, посвящённая европейскому Средневековью. Основное отличие от других проектов шведской студии заключается в том, что игра позволяет взглянуть на масштабные исторические события с точки зрения не отдельно взятой страны, её экономики или армии, а глазами пусть и могущественных, но всё-таки обычных смертных – представителей правящей знати, от мелкого графа до императора.

Пытаться руководить государством, управляя лишь одним человеком со своими слабостями и достоинствами, – занятие, как показывает популярность второй части, весьма интересное. Разработчики отвечали поклонникам взаимностью: вторая часть за свой долгий путь не стояла на месте, а постоянно развивалась (любимым для Paradox способом – с помощью DLC), но сейчас, видимо, пришло время сделать качественный рывок.

Начать решили с кардинальной переработки внешнего вида и интерфейса – CKIII при всём желании не спутать с другими проектами на движке Clausewitz Engine.

Так как перед нами игра с акцентом на персоналии, неудивительно, что по сравнению с прошлой частью внешний вид персонажей преобразился кардинально. Если раньше было достаточно небольшого портрета, то теперь перед нами полноценная трёхмерная модель с лаконичной, но выразительной анимацией. Персонажи стареют, меняют образ жизни, получают раны и увечья, болеют – и всё это происходит с изменением внешнего вида.

Благодаря множеству вариантов поз, одеяний и выражений лица, порой можно по мимолётному взгляду на персонажа понять, что это за фрукт и чего от него ждать. Сверка с параметрами (которые перекочевали из второй части) и свойствами личности (которых стало ещё больше) зачастую подтверждает первое впечатление – да, перед нами действительно бестолковый пьяница или хитрый подлец, как и показалось вначале.

Количество автоматически настраиваемых на основе происхождения и образа жизни параметров внешнего вида, по словам разработчиков, выросло в разы. И правда, двух внешне одинаковых персонажей не встретить, а вот похожих – запросто: здесь учитывается наследственность, поэтому родственные связи заметны сразу. Забавно, но иногда различие во внешности между отцом и сыном заставляет задуматься о том, не нагуляла ли жёнушка ребёнка на стороне (обычное дело в реалиях игры).

Чем сложнее, тем интереснее

Подсказки, впрочем, помогут не только новичку. Даже если вы эксперт по «парадоксовским» играм, потратить время на то, чтобы разобраться в новых механиках, всё равно придётся. Сразу скажу, что по количеству контента третья часть уступает предшественнику – неудивительно, учитывая постоянное развитие последнего на протяжении многих лет. Понятно, что и здесь не обойдётся без дополнений – грубо обрезанная на границе с Китаем карта на это недвусмысленно намекает.

Впрочем, выбор достойный и без китайских правителей: мир огромен и простирается от Исландии на северо-западе до Индии и азиатских кочевников на юго-востоке; представлен также солидный кусок Северной и Центральной Африки. Стартовых дат две – 867-й и 1066-й годы, а заканчивается всё в 1453-м. В каждой стартовой точке предлагают несколько персонажей, отыгрыш которых представляет особый интерес. Но вообще можно выбрать любого феодала из имеющихся, за единственным исключением – быть Папой Римским или главой любой другой конфессии нельзя.

Что же ждёт игрока после того, как выбор сделан и начата новая партия? Сказать «глаза разбегаются» – значит ничего не сказать: CKIII весьма сложная стратегия, особенно для новичка в жанре. Описание всех возможностей потребует отдельного материала гигантских размеров, а для напрашивающегося сравнения со второй частью необходимо экспертное знание серии (которое у меня отсутствует), поэтому я попробую зайти с другой стороны.

Что такое гранд-стратегии Paradox? Если отбросить официоз, то не найти формулировки лучше, чем знаменитая фраза про «симулятор маляра». И CKIII на первый взгляд не исключение, тем более что разнообразных инструментов для достижения «покрасочных» целей здесь хватает. Существуют они не в отрыве друг от друга и образуют комплексную систему, в которой постоянно взаимодействует множество самых разных элементов, от экономики до придворных интриг.

Желаете купить армию наёмников и начать завоевание окрестных земель? Без претензий на владение другой территорией даже войну не объявить – ищите претендентов на титул, приглашайте их ко двору, жените на своих родственниках и придворных и только после этого нападайте; или фабрикуйте претензии с помощью советника; или просите разрешение у Папы и развязывайте священную войну против иноверцев.

Как ни странно, военное дело в CKIII – один из самых простых аспектов игры. Не потому, что войны тут примитивны сами по себе (хотя сражения стали совсем уж «казуальными»), а в сравнении с другими возможностями.

Например, экономическая система зависит не только от банальной налоговой ставки и требует умения тщательно выбирать управленческие кадры (или наоборот – менять налогоплательщиков под свои запросы). Каждый вассал должен быть на своём месте: даровать титул владельца арабско-мусульманской провинции католику-французу – плохая затея. Или меняйте культуру региона и обращайте население в свою веру, или ищите более подходящего управленца, иначе до восстания рукой подать.

С вассалами лучше дружить, принимая во внимание и их интересы. Кому дать место советника – воздать по заслугам достойному или умаслить потенциального бунтовщика? Впрочем, подчинённых можно и запугать: пытки и казни помогут держать в страхе своих вассалов.

Внешние дипломатические отношения не заключаются в одном лишь соперничестве или союзах между соседними государствами. Есть многое: взаимовыгодные браки между детьми правителей, предательства вчерашних союзников, религиозные объединения против общего врага, постоянная чехарда из-за законов наследования, после которой империи распадаются на мелкие герцогства. Наконец, взаимодействие с Папой, которое заслуживает отдельного разговора.

Сложно переоценить ту роль, которую играла религия в средневековом обществе. Разработчики это прекрасно понимают, поэтому церкви и вере в CKIII уделено огромное внимание. Дело не ограничивается наличием нескольких религий (хотя здесь «несколько» – это почти сотня) с набором плюсов и минусов. Каждая религия содержит уникальный набор параметров в виде догматов, доктрин и списка грехов и добродетелей. Продумано всё до мелочей: кроме ключевых свойств, присущих конкретной религии, также определяются формы брачных отношений, и именно церковь решает, какое поведение считается предосудительным или преступным.

Не устраивает ни одна из имеющихся конфессий? Можно создать свою собственную! В этом есть как практический смысл, так и чисто развлекательный элемент: настройке поддаётся каждый параметр, поэтому возможны самые разнообразные варианты – как вам, например, ересь, делающая похоть добродетелью и разрешающая каннибализм, которая стала благодаря вам основной религией в государстве?

Бочка мёда

Все персонажи, от византийского базилевса до индийского тхакура, могут выбрать жизненный путь, связанный с одним из пяти навыков — похожую схему предлагало DLC Way of Life к Crusader Kings II. Путей целых пятнадцать, и кроме случайных событий и небольших плюсов к характеристикам они открывают длинные деревья развития. Потратив несколько лет на обучение (подходящее образование ускоряет процесс), ваш правитель получит полезный перк.

Став полководцем, вы научитесь объявлять войны вдвое дешевле, экономя ценный престиж, или сможете набрать больше рыцарей в войско. Интриган сможет вселить ужас в подданных, чтобы те не поднимали восстания почём зря. Перки — настоящая жемчужина игры, изучать и комбинировать их очень интересно. У вас пустая казна? Научитесь торговать секретами, которые собирают ваши шпионы, и шантаж обеспечит вас звонкой монетой. Достался хилый правитель? Изучите искусство пыток и поднимите боевой навык на беззащитных пленниках. Только осторожнее: персонажи-садисты от экзекуций будут в восторге, а вот честные люди рискуют впасть в депрессию.

Черты характера теперь не просто дают характеристики — они определяют предпочтительный стиль игры. Не диктуют его, но заметно влияют на ваши действия. Воспитали сына отважным? Не удивляйтесь, если тот не доживёт до короны — отвага удваивает его шанс погибнуть в битве. В игре мало однозначно положительных и отрицательных свойств, при желании пользу можно выжать почти из каждого. Например, похотливость осуждают почти все религии, но она позволяет быстро получить наследников.

Каждое ваше решение, затрагивающее характер героя, накапливает или, наоборот, снимает очки стресса. Избавиться от них можно несколькими способами… Чаще всего, заработав при этом новые проблемы. Так, мой махараджа с зудом в штанах решился развеяться в борделе и подхватил там сифилис. Безграмотный врач только усугубил ситуацию — от микстуры у правителя выпал глаз, и завоеватель Ориссы бесславно скончался от ран за считанные дни.

Роль личности в истории

Но вся прелесть CKIII даже не в этом. Да, сложный игровой процесс, да, разные механики переплетены друг с другом, а любое действие в одной области может аукнуться позже в другой, причём самым неожиданным образом. Но важно то, что на первом месте всегда остаются персонажи и история династии, которую игрок пишет своими действиями.

В плане сюжета эта стратегия, пожалуй, может смело соперничать со многими нарративными проектами – настолько интересные истории она порой создаёт. Игра показывает, что развязать войну с соседним правителем можно из-за неосторожно брошенного слова на пиру, что клятва в любви до гроба – порой лишь слова (один из моих королей двинулся умом, когда на старости лет узнал о неверной супруге), а храбрость и отвагу можно использовать в самых корыстных целях.

Наглядная подача непредсказуемо развивающегося сюжета обеспечивается за счёт довольно простой механики – тех самых событий, постоянно возникающих в жизни ваших персонажей и требующих конкретных решений. Ничего кардинально нового разработчики здесь не изобрели, но благодаря паре изящных решений гейм-дизайнеров истории получаются цельными, правдоподобными и взаимосвязанными. Если зависимость выбора от параметров и свойств персонажа используется в играх уже давно, то система стресса позволяет отыгрывать роль достоверно, принимая решения с оглядкой на последствия – как это и бывает в реальной жизни.

Так, игроку часто выгодно совершать всякие гадости, вроде пыток и убийств пленников. Очевидный выбор в тех случаях, когда решение оправдано с точки зрения закона, не даёт штрафа к отношениям, да ещё и позволяет решить некоторые проблемы? Но у каждого персонажа есть свой характер, обусловленный привычками и свойствами личности, – если действия будут идти вразрез с убеждениями, то готовьтесь к повышению стресса. Это порой сулит самые серьёзные последствия – вплоть до приступов агрессии, болезни или даже попытки самоубийства. Система затрагивает и добродетели – например, жадина будет страдать при каждой трате денег «впустую», пусть игрок и не против пожертвовать деньги на благое дело.

Стресс можно уменьшить – опять же, способов для этого уйма, и зависят они от образа жизни и привычек. Пьяница найдёт утешение в вине, а атлет – в занятиях физкультурой. Но и здесь никуда не деться от последствий: во втором примере ждите отрицательный модификатор к отношениям из-за запаха пота.

В итоге каждая личность под нашим управлением выглядит достоверно, а решения, пусть и обусловленные чисто практическими интересами игрока, заметно реже вступают в противоречие с миром игры. С точки зрения отыгрыша роли CKIII даст фору многим RPG – лучшего варианта для погружения в мир этой эпохи я, пожалуй, не назову.

Ложка дёгтя

Но не всё так радужно, как может показаться. Кроме крутой кривой сложности Crusader Kings III припасла ещё несколько неприятных сюрпризов. Один из самых заметных — это неудобный интерфейс. Вместо аккуратных списков — выпадающие меню с ограниченным набором опций. Вы будете долго ругаться, раскрывая их до конца, потому что нужные функции часто открываются после нажатия на кнопку «ещё 4». Что мешало поместить в список все варианты? Они всё равно занимают в высоту не больше трети экрана.

Как будто этого было мало, в игре ещё и неудачно подобраны шрифты и иконки. О маленькие серые буквы можно сломать глаза, особенно в локализации. Значки свойств похожи друг на друга как две капли воды, особенно издалека — приходится подолгу наводить на них мышку и читать описание. Особенно это раздражает при поиске выгодной партии. Хорошо хоть наследуемые свойства выделены отдельно.

Также плохо выполнена сама карта. Если её отдалить — всё в порядке, красивый разноцветный пергамент годится для сочных скриншотов. Но стоит развязать войну, как сразу вылезает куча проблем. Во-первых, разработчики зачем-то сделали физическую карту основным режимом: солдаты сливаются с ёлками, границ провинций не видно, храмы и города — неразборчивые пятна на карте. Во-вторых, по механике игры каждое графство разделено на несколько баронств, и, чтобы захватить его целиком, вы должны привести армию к ключевой точке, — как правило, к замку. Который ещё нужно найти. Переключаться между армией и осаждённой провинцией тоже неудобно, вы будете постоянно промахиваться. Ну и, наконец, в-третьих, мини-карту из игры убрали, поэтому быстро найти нужное место бывает непросто.

Часть или целое?

К играм Paradox Interactive на релизе многие относятся скептически: дескать, обрезанная база никому не нужна, весь контент будет в DLC. Я с этой позицией не согласен — времена изменились. Издатель уже давно перестал быть маленькой студией, рук у разработчиков хватает; к тому же обновлённый движок Clausewitz–Jomini, опробованный на Imperator: Rome, упростил им работу. В релизной версии Crusader Kings III в четыре раза больше контента, чем в релизной версии второй части.

Уже сейчас игроку доступны все народы и религии, тогда как в Crusader Kings II поначалу мы играли только за христиан. Каждая культура обладает уникальными фишками и игровыми решениями: получается, в третьей части есть контент из Sword of Islam, Legacy of Rome, Old Gods и Rajas of India. Реформированные религии и ереси, священные ордена из Sons of Abraham? Тоже есть. Жизненные пути из Way of Life? На месте. Линии крови из Holy Fury превратились в наследия династий.

Значимые улучшения, добавленные в старую игру лишь с поздними патчами (большая подробная карта, точки сбора войск, детальная настройка игры) присутствуют сразу. Появилась, наконец, возможность бесконечной игры, которая была и раньше, но только если залезть в системные файлы. Две стартовые даты, конечно, не так круто, как одиннадцать, но за счёт возросшей роли культур и религий игра всё равно воспринимается свежее. Выросла и карта, в основном за счёт территорий в центральной Африке. Земли от Гвинеи до Монголии — в вашем распоряжении.

А самое удивительное — Crusader Kings III прекрасно оптимизирована. Она работает на ноутбуке 2012 года шустрее предшественницы.

Crusader Kings III — больше, чем перезагрузка серии. Уже на релизе она радует количеством и качеством контента, пускай огрехи локализации и неудобный интерфейс несколько портят картину. Не каждый сможет разобраться в сложных отношениях средневековых феодалов, но тех, кто приложит усилия, игра щедро вознаградит увлекательными историями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: